Сети для покупателя
Хотя из-за кризиса темпы роста российского рынка онлайн-торговли уменьшились в два с лишним раза, крупные компании намерены развивать проекты в сети

Мария Дранишникова
Ведомости

15.04.2010, 67 (2585)

В 2009 г. объем российского рынка онлайн-торговли из-за падения платежеспособного спроса вырос не более чем на 20%, тогда как ранее он рос в среднем на 50% в год, сообщили его игроки и аналитики, опрошенные «Ведомостями». Но в 2010 г., полагают эксперты, темпы роста восстановятся.

Сам объем рынка они оценивают не так единодушно. Большинство участников рынка не публикуют своих оборотов, объясняет гендиректор интернет-гипермаркета Dostavka.ru Андрей Хромов. Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) полагает, что в 2009 г. общий объем заказов, принятых как через сайты, так и через call-центры, составил 150 млрд руб. ($5,1 млрд), сообщил ее исполнительный директор Антон Никольский. «М.видео» считает, что только продавцы электроники и бытовой техники заработали в интернете 130 млрд руб., а общий объем рынка интернет-торговли составляет 200 млрд руб. ($6,8 млрд).

Крупные — не главные

По данным Хромова, в тройку лидеров интернет-торговли входят Ozon.ru, Bolero.ru и Dostavka.ru. Ozon.ru оценивает свой оборот в 2009 г. в 3,1 млрд руб., что на 21% больше, чем в 2008 г., а средний чек — в 1800 руб. Показатели Dostavka.ru в 2009 г. Хромов не раскрывает, но говорит, что планируемый оборот по итогам 2010 г. — $40 млн (около 1,1 млрд руб.).

Еще примерно на $1 млрд в год продают через онлайн-витрины крупнейшие офлайн-магазины, в первую очередь федеральные сети по торговле электроникой, считает Хромов. На онлайн-подразделение «Техносилы» приходится примерно 3% продаж компании (в 2008 г. общие продажи составили 1,9 млрд руб., более поздних данных нет), рассказал Александр Кузнецов, отвечающий в компании за развитие интернет-торговли. «М.видео» показатели онлайн-подразделения не оглашает. По данным отчета Х5 Retail Group, ее сайты bolero.ru по продаже книг и 003.ru по продаже техники в IV квартале 2009 г. заработали 98,8 млн руб. (данные за 2008 г. недоступны).

Получается, что на мелких игроков приходится исходя из общей оценки рынка, данной НАУЭТ, около 80% рынка. Многие мелкие компании работают вчерную, добавляет Хромов из Dostavka.ru.

Белые сети

В отличие от проектов мелких предпринимателей, несущих минимум расходов на сайты, крупные интернет-магазины, созданные с нуля, обходятся дорого, уверяют их создатели. В 1999 г. инвесторы вложили в Ozon.ru $5 млн, вспоминает представитель компании Михаил Осин. Сейчас на интернет-гипермаркет с годовым оборотом $40 млн потребуется потратить не менее $10 млн, объясняет Хромов, основные статьи затрат — IT, логистика и call-центр. Ежемесячные издержки Dostavka.ru пока составляют 6 млн руб. в месяц, добавляет он. Инвестиции в открытие онлайн-гипермаркета будут минимальны, если он строится на базе офлайн-магазина: у компании есть инфраструктура и она вкладывает только в создание сайта, говорит Максим Захир, директор по электронной коммерции «М.видео».

Уровень издержек в интернет-магазине меньше за счет минимизации затрат на аренду и персонал, добавляет Кузнецов из «Техносилы». Это позволяет держать цены в нем в среднем на 10-12% ниже, чем в магазинах, но получать более высокую рентабельность, продолжает он, не называя конкретных цифр. Другие онлайн-ритейлеры данные о рентабельности также не раскрыли. Дисконт в 10-20% типичен для российской онлайн-торговли, говорит Хромов.

Новые схемы

Чтобы снизить издержки и повысить выручку, компании готовы делить интернет-площадку с партнерами. В прошлом году Ozon.ru создал сервис, позволяющий небольшим компаниям сделать онлайн-витрину на его сайте. Формированием заказа и доставкой товара занимаются участники площадки, а Ozon.ru получает комиссию, зависящую от количества проданных товаров и торговой наценки. Компания Kupi.Vip, работающая по принципу шопинг-клуба, минимизирует затраты на логистику. У нее нет постоянного ассортимента — товары выставляются на продажу, как правило, на три дня, рассказала представитель компании Джулиана Каспранова. Зарегистрированные участники делают заказы, компания формирует заявку, по которой производитель или дистрибутор отгружает нужный товар Kupi.Vip, а та доставляет его покупателю, добавляет она.

http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic … /15/231409