Разгон со старта — 41%
Первое за последние 55 лет IPO автомобильной компании США оказалось сверхуспешным. Производитель электромобилей Tesla Motors разместила акции по $17 за штуку при коридоре $14-16, а за первый день торгов цена бумаги на NASDAQ выросла на 41% до $23,89

Алексей Алексеев
Ведомости

01.07.2010, 119 (2637)

К закрытию торгов во вторник рыночная капитализация Tesla составила $2,22 млрд. В среду рост курса акций продолжился. К 19.00 МСК они подорожали еще на 3,4%, а рыночная капитализация достигла $2,5 млрд.

По мнению редактора Edmunds GreenCarAdvisor Джона О'Делла, IPO Tesla стало «референдумом о будущем электромобиля». «Они получили наличность, в которой очень нуждались», — цитирует его AFP.

Последний раз IPO автомобильной компании проходило в США в 1956 г., когда на биржу выходил Ford. По данным Bloomberg, в 2010 г. только одна компания сумела показать лучший результат в день IPO: акции занимающейся инвестконсалтингом Financial Engines, одним из основателей которой является нобелевский лауреат Уильям Шарпе, 16 марта подорожали на 44%.

Компанию Tesla Motors основали в Кремниевой долине в 2003 г. Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг. Но основную финансовую поддержку оказал уроженец ЮАР Элон Маск, сделавший состояние в эпоху доткомов. Свою первую компанию — Zip2 он продал за $300 млн, после чего создал новый бизнес, X.com, вскоре слившийся с PayPal. В объединенной компании Маск был крупнейшим акционером до момента ее покупки онлайн-аукционом eBay в июне 2002 г. за $1,5 млрд.

С момента основания Tesla потеряла $230,5 млн, ни разу не показав квартальную прибыль. Но инвесторы проигнорировали риски, сконцентрировавшись на перспективах проекта: Маск пообещал им, что его новая машина произведет революцию на американском автомобильном рынке.

Первая модель электромобиля Tesla — двухместный cпорткар Roadster начал продаваться в 2008 г. по цене $109 000. Он способен разогнаться до 100 км/ч за 4 секунды, его максимальная скорость ограничена 210 км/ч, а запас хода на одной зарядке батареи — 300-350 км. По данным The Wall Street Journal, с начала продаж до 31 марта 2010 г. было реализовано 1063 автомобиля. Среди хозяев Арнольд Шварценеггер, Джордж Клуни, Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт.

Изначально IPO Tesla планировалось на конец 2008 г., за 10% акций Маск ожидал получить примерно $100 млн. Эти средства вместе с кредитом на $100-200 млн планировалось вложить в вывод на рынок в 2010 г. электромобиля класса люкс, носившего тогда кодовое название WhiteStar. Заказ на разработку дизайна WhiteStar был отдан компании Fisker Automotive, созданной бывшим главным дизайнером Aston Martin Хенриком Фискером. Но вскоре Фискер представил свой гибридный спорткар Fisker Karma.

Tesla подала на Фискера в суд, обвиняя в краже технологий. (Свои обвинения Tesla доказать не смогла, продажи Karma должны начаться в этом году.)

Глобальный кризис вынудил владельцев Tesla перенести IPO, а из-за конфликта с Фискером был отложен запуск новой модели. Вместо WhiteStar была разработана Tesla S: семиместный (т. е. рассчитанный на пятерых взрослых и двух детей) автомобиль планируется вывести на рынок в 2012 г. Tesla S будет разгоняться до 100 км/ч за 5,6 секунды, запас хода без перезарядки батареи может составлять до 480 км. Планируемая розничная цена вдвое меньше, чем у Roadster, — $49 900 (с учетом правительственных дотаций). Предполагаемый годовой объем выпуска — 20 000 шт. За неделю до IPO Маск представил инвесторам план создания трех новых моделей на платформе S — четырехместного кабриолета, кроссовера и мини-вэна.

Для создания модели S в прошлом году министерство энергетики США предоставило Tesla кредит на $465 млн в рамках плана по достижению поставленной президентом Бараком Обамой цели — к 2015 г. довести число электромобилей и гибридных автомобилей на дорогах США до 1 млн шт.

В мае 2009 г. было объявлено о стратегическом партнерстве между Tesla и Daimler, в рамках которого германский автоконцерн заплатил $50 млн за 9% акций Tesla (таким образом, компания была оценена примерно в $550 млн). Была достигнута договоренность об установке аккумуляторных батарей, поставляемых Tesla, в электромобили Smart EV, запуск которых в массовое производство намечен на 2012 г. Маск объяснял тогда суть партнерства так: Tesla достигла многого в области аккумуляторных батарей, «Daimler — во всем остальном».

В мае этого года было объявлено о партнерстве Tesla с Toyota. В рамках нынешнего IPO японская компания получила возможность приобрести акции Tesla по цене размещения. Пакет, за который Toyota заплатила $50 млн, сейчас стоит $70 млн. Компании объявили о намерении сотрудничать в разработке электромобилей, их компонентов, в инженерной области и организации производства. Производство автомобилей планируется наладить на недавно закрывшемся заводе New United Motor Manufacturing во Фремонте (Калифорния), где собирались несколько моделей Toyota.

Кроме двух ведущих мировых производителей инвестиции в Tesla сделало также правительство эмирата Абу-Даби.

«Они конкурируют как с автомобилями, оснащенными традиционными двигателями внутреннего сгорания, так и с автомобилями, работающими на альтернативных видах топлива, топливных элементах, сжиженном газе и т. д. Пока сложно говорить с определенностью, станут ли электромобили новым большим этапом в автомобилестроении, но если да, то, на мой взгляд, их потенциал огромен», — заявил Reuters Мэтт Терян, аналитик американской компании Renaissance Capital.

Пока Tesla пытается освоить нишу электромобилей класса люкс, ведущие мировые автоконцерны в ближайшее время активно занимаются электромобилями для массового рынка. Вчера Mitsubishi Motors и PSA Peugeot Citroen распространили заявление о планах партнерства в совместной разработке электромобилей, первоначально — коммерческих (LCV). В конце этого года Peugeot и Citroen должны начать продажи собственных электромобилей, построенных на базе Mitsubishi MiEV, которые уже можно купить в Японии.

Renault в будущем году должна представить целую линейку электромобилей — коммерческий автомобиль Kangoo Z. E., семейный Fluence Z. E. (в первую очередь предназначенный для рынка Израиля), двухместный городской Twizy Z. E. (с пассажиром, сидящим за спиной водителя). В 2012 г. модельный ряд должен быть расширен.

В конце прошлого года Daimler начал собирать Smart fortwo с электродвигателем. Первые 1000 машин должны быть распределены по предварительным муниципальным заказам из крупных городов Европы и США, с 2012 г. электромобиль будет доступен широкой публике.

General Motors намерена представить свой электромобиль Chevrolet Volt на американском рынке в ноябре. До конца года в продажу в США должны поступить и электромобили Nissan Leaf c рекомендованной розничной ценой $32 780. По словам президента альянса Renault-Nissan Карлоса Гона, в мире уже собрано более 20 000 заказов на эту модель и к 2012 г. компания намерена производить до 500 000 электромобилей ежегодно.

И наконец, китайская компания BYD планирует вывести свой электромобиль E6 на внутренний рынок и рынок США. Компания объявляет о намерении стать ведущим производителем в Китае к 2015 г. и главным автостроителем мира к 2025 г.

http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic … /01/239193