Виртуальные корпорации

Алексей Еленин (elenin@bizon.ru)
Игорь Пономарев (ponip@mail.ru)
научный сотрудник кафедры управления производством МГУ им. М. В. Ломоносова

Мир, который совсем недавно окружал нас, был более или менее стабильным и предсказуемым. Реальности современного мира совсем иные: в нем то и дело возникают неожиданные сдвиги и изменения, порождающие огромные возможности развития одних и скорую гибель других. Большинство этих изменений происходит за счет новых информационных технологий, с помощью которых становится возможной обработка огромных пластов информации, что приводит к глобализации экономики и ускорению перемен. Возникают принципиально новые типы организаций - виртуальные.
Конкуренция всегда считалась основным фактором движения любого бизнеса, но сейчас сотрудничество и конкуренция перестают быть взаимоисключающими понятиями (о понятии coopetition - своеобразном "кентавре" из английских слов "competition" - "соревнование" и "cooperation" - "сотрудничество" - мы рассказывали в № 6 "Business online" в рубрике "Новое мышление"). Сегодня успех в бизнесе чаще всего определяется сетевыми структурами бизнес-организаций.

Сетевая организация как прообраз виртуальной организации
Существующие барьеры на пути вступления в передовые отрасли, такие как электроника, автомобилестроение, затрудняют самостоятельное вхождение в рынок новых конкурентов. Объединение организаций привело к появлению так называемой сетевой организации. Это позволило ее участникам разделить риск, связанный с затратами на открытие новых производственных линий, выпуск новой продукции, проведение организационных изменений, обновление внутриорганизационных процессов в соответствии с темпом технологических изменений.
В свою очередь, масштабы стратегических союзов, субподрядных соглашений, децентрализация в принятии решений сделали бы крупные корпорации неуправляемыми без настоящего уровня развития компьютеров и телекоммуникационных сетей. Это как раз тот случай, в котором организационные изменения индуцировали направления технологического развития. Именно из-за сетевых нужд больших и малых организаций персональные компьютеры и компьютерные сети распространились так стремительно. А потребность в гибком интерактивном управлении инициировала развитие программного обеспечения.
Новым словом в решении возникающих проблем явилась организационная форма в виде сетевого предприятия (если посмотреть на эволюцию организации - от механистической к органичной). Основные различия не в изменениях, которые нарастают при переходе от одной организационной формы к другой, а, скорее, в целях. Именно наличие общей цели является основным критерием организации, а направленность определяет ее форму. Так, цели механистической организации направлены внутрь (см. рис.), на воспроизведение системы и сохранение существующего порядка. В органичных организациях цели направлены во внешнюю среду, а структура является средством достижения цели и необходима для проведения постоянных изменений. Для сетевой организации цель также направлена внутрь организации, на решение проблем участников, входящих в сетевую организацию.
Что касается виртуальной организации, то само понятие общей цели - основы любой организации - будет проявляться как пересечение целей, т. е. на объединение людей, групп, организаций со схожими интересами для достижения каждым своей индивидуальной цели. Как уже было сказано, сетевая организация является прообразом виртуальной, поэтому следует отметить особенности сетевой организации и выявить то, что еще необходимо для появления виртуальной организации.
Существуют пять типов сетей, которые образуются на межорганизационном уровне, по образу которых организована большая часть межфирменных сетей в глобальной экономике. К ним относятся: сети поставщиков, сети производителей, потребительские сети, коалиции по стандартам и технологическая кооперация. Объединение организаций в сети позволяет им собрать свои ресурсы, мощности, расширить охват рынка, приблизиться к потребителю, снизить транзакционные издержки, обмениваться знаниями и технологиями. При своем формировании сети либо образуются вокруг одной ведущей компании, либо создаются на базе альянсов и кооперации между группами предприятий.
Современные технологии связи ускорили появление глобального рынка, телекоммуникации и интегральные системы позволяют управлять процессами независимо от расстояний. Расположение бизнеса перестало быть определяющим фактором достижения успеха и сделало возможным глобальное присутствие организации на рынке, а также появление новой формы организации.

Что представляет собой ВК?
ВК - это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Это позволяет избежать постоянных изменений организации и в то же время использовать возникающие возможности. Если бюрократия имеет внутреннюю направленность целей, органичные организации больше говорят о своем предназначении, миссии, и цели направлены вовне, то ВК не имеет цели, она сама есть цель. Она появляется в нужное время, в нужном месте для реализации возможностей и потом исчезает. Такая "сверхбыстрота" технологически уже возможна, вопрос за организацией, людьми, задачами, способами и приемами управления, а здесь на первое место выходят доверие, дисциплина и взаимопонимание, на чем строятся отношения между людьми.
ВК создается из различных предприятий на контрактной основе, не имеет единой юридической организационной структуры, но зато обладает общей коммуникационно-информационной структурой, которая обеспечивает интеграцию усилий партнеров при выполнении какого-то проекта. ВК можно рассматривать как своего рода метапредприятие, объединяющее цели, ресурсы, традиции и опыт нескольких предприятий для производства и предоставления инновационных услуг или изделий.
В общем случае ВК представляет собой сложную систему, образованную из удаленных друг от друга групп людей (виртуальных коллективов), объединяемых на основе симбиоза ведущих сетевых и интеллектуальных технологий, например, Интернета и средств управления знаниями. Электронным путем формируется искусственное сообщество, которое существует и развивается в виртуальном пространстве.
С одной стороны, происходит слияние сетевых и интеллектуальных технологий, поскольку сеть, будучи одной из важнейших форм коллективного интеллекта, тесно связана с процессами самоорганизации, спонтанного возникновения новых структур. С другой стороны, речь идет о формировании единой системы поддержки коммуникативных процессов на ВК.

Особенности ВК
В определенном смысле виртуальной корпорацией является Интернет. Его роль и охват рынка столь стремительно развиваются, что становятся фактором развития не какого-то отдельного государства, а всей планеты.
Появление новых типов организаций предполагает пересмотр старых схем управления. Одним из главных изменений системы управления является стирание иерархических рамок в структуре корпорации. Вместо должностной иерархии на первое место выходят интеллектуальное сотрудничество и сетевая кооперация менеджеров. Главным фактором, обуславливающим эти изменения, становится переход от капитала к знаниям, интеллектуальным активам как критическим ресурсам организации.
Для иерархической структуры управления характерно то, что каждая новая ситуация выносится на высший уровень рассмотрения, где и принимаются решения. Такой механизм управления становится неработоспособным в современном быстроменяющемся мире. Именно поэтому возникают ВК с сетевой структурой, где каждый доступен для каждого, а функции руководящих менеджеров ограничиваются организацией совместной работы, подбором персонала, обучением.

Основы Интернет- технологий и средства Groupware
В основе дистанционной коммуникации участников ВК лежат сетевые средства NetWare, а для поддержания процессов кооперации и сотрудничества служат средства групповой работы Groupware.

Семейство Groupware можно разделить на несколько классов:

l системы обмена сообщениями;
l системы обеспечения компьютерных телеконференций;
l системы поддержки группового принятия решений и электронных совещаний;
l соавторские системы и системы аргументации;
l координационные системы.

Безусловно, самые простые и широко используемые средства поддержки групповой работы - это системы обмена сообщениями, такие как электронная почта и электронные конференции на основе текстов. Более совершенные системы используют средства мультимедиа и коллективный доступ. Соавторские системы и системы аргументации предназначены для поддержки группового решения задач и переговорных процессов.

Управление знаниями и совместное использование ресурсов
Важнейшим условием эффективности ВК служит интеллектуализация производства и менеджмента у предприятий-партнеров. Для ее достижения необходимо систематизировать корпоративные знания и опыт, создавать распределенные и большие базы производственных знаний, разрабатывать интеллектуальные производственные системы, в которых подсистемы способны к автономным оценкам, рассуждениям и действиям. Эффективное решение этих проблем требует разработки моделей и систем управления производственными знаниями. Основная роль управления знаниями в ВК состоит в их разделении между участниками так, чтобы каждый мог воспринимать и использовать корпоративные знания в процессах распределенного решения задач.
Важную роль начинают играть системы управления знаниями (СУЗ). Основные требования к ним: гибкость, возможность поиска, чувствительность к контексту, адаптация к пользованию, прогностичность (подробнее об управлении знаниями можно прочитать в № 4 "Business online" за 2001 год). Уже сегодня на рынке СУЗ представлены как простые системы, обеспечивающие выполнение отдельных функций управления корпоративными знаниями (например, система совместной фильтрации Grape-vine), так и сложные интегрированные системы (например, Fulcrum - система управления знаниями масштаба предприятия).
CORBA и CALS-технологии, стандарт STEP
Одна из ключевых проблем при создании ВК - интеграция объектно-ориентированного подхода и распределенных вычислений. Этим занимаются многие разработчики, среди которых выделяется международный консорциум OMG (Object Management Group). Им была предложена архитектура управления объектами OMA, лежащая в основе стандарта CORBA, которая обеспечивает совместимость и возможность взаимодействия объектов в компьютерной сети.
Основная идея этой архитектуры заключается в представлении любой задачи в форме взаимодействия объектов, распределенных по различным компьютерам. Объектная модель CORBA определяет порядок взаимодействия между клиентами и серверами. Клиенты - это приложения, запрашивающие услуги, а серверы - приложения, предoставляющие эти услуги. Роль CORBA-технологии для ВК заключается в том, что с ее помощью определяется система, которая обеспечивает "прозрачное" взаимодействие между объектами в неоднородной распределенной среде.
"Визитной карточкой" ВК в машиностроении стала опора на CALS-технологии (CALS - Continuous Acquisition and Life Cycle Support). Предвестником этих технологий были идеи "безбумажной информатики" на основе электронного обмена данными, выдвинутые в начале 70-х годов академиком В. М. Глушковым. Они нашли воплощение в русле глобальной стратегии CALS, которая стала развиваться в США по линии Министерства обороны и оборонных отраслей промышленности. Целью была эффективная организация и интеграция обмена и управления данными при проектировании, производстве и логистической поддержке систем вооружений. В дальнейшем CALS-технология стала успешно применяться и в гражданских отраслях, позволив повысить эффективность использования компьютерных ресурсов предприятий на всех стадиях жизненного цикла разрабатываемой продукции, а также значительно сократить документацию на бумажном носителе.
СALS как глобальная стратегия обмена и управления данными в рамках ВК позволяет:
l уменьшить количество бумажных документов;
l повысить согласованность данных от разных участников ВК;
l уменьшить время реакции ВК на неожиданные изменения конъюнктуры рынка;
l лучше интегрировать проектирование и производство;
l уменьшить число ошибок в процессах кооперативного проектирования и распределенного производства.
Стандарты CALS покрывают широкий спектр областей, включая единообразное предoставление текстовой и графической информации, сложных информационных структур и проектных данных, производства и технического обслуживания, а также передачу видео-, аудио- и мультимедиа-данных, хранение данных, документирование и т. д.
Особое положение занимает набор стандартов ISO 10303 STEP. Применение STEP охватывает все виды производимой и промежуточной машиностроительной продукции на всех стадиях жизненного цикла, включая и все специальности.
ВК в области высшего образования
Сложность современной жизни, формирование новых социально-экономических отношений в русле информационного общества ставят на повестку дня развитие новой междисциплинарной модели обучения. Наблюдается значительный концептуальный сдвиг в сторону самообучения, где важными источниками информации помимо обычных лекций и книг являются базы данных и знаний, средства мультимедиа и т. п., координатором учебного процесса выступает преподаватель, а интерпретатором знаний - сам студент.
Виртуальная кафедра - это наиболее передовая единица образовательного учреждения эпохи информационного общества, наилучшая с точки зрения имеющихся экономических и технических условий. Это разновидность сетевой, компьютерно-ориентированной организации, состоящей из людей и виртуальных агентов, находящихся в разных местах. Такая кафедра не существует в реальном физическом пространстве, а создается путем информационной интеграции требуемых педагогических, учебно-методических, программно-технических и других ресурсов, отбираемых с различных кафедр, факультетов и вузов. Электронным путем формируется искусственная организация, которая функционирует в виртуальном пространстве. Создание виртуальных кафедр с использованием реальных кафедр разного масштаба позволит уменьшить или устранить недостатки и усилить достоинства последних.
Так, например, можно объединить возможности больших, давно образованных монодисциплинарных кафедр, имеющих богатые педагогические ресурсы и традиции, но обладающих сильной инерционностью и плохо приспосабливающихся к требованиям рынка, и небольших новых кафедр, порой испытывающих недостаток в ресурсах, но способных быстро реагировать на изменения и оперативно получать заказы в сфере образовательных услуг.
Понятие виртуальной кафедры представляет собой важное приложение общих методик и принципов разработки виртуальных организаций и предприятий, развиваемых в контексте реинжиниринга на основе новых информационных и коммуникационных технологий. Помимо этого, оно также тесно связано с концепциями мультиуниверситета Дж. Керра и виртуального университета, виртуальной лаборатории и виртуальной аудитории. Представления о виртуальных кафедрах являются естественным развитием идей дистанционного образования.
Любопытным отечественным примером построения виртуального класса могут служить разработки, проведенные на кафедре "Информационные технологии" Российского государственного технологического университета им К. Э. Циолковского - МАТИ. Как результат - создана гетерогенная Интернет-сеть с возможностью организации видеоконференций. Сеть включает более 40 рабочих мест на базе различных компьютеров. В рамках этой сети организован учебный процесс на web-сервере, разработано и установлено около 10 электронных учебников и мультимедийных информационных систем, использующих технологии QuickTime VR и потоковой передачи видео- и аудиоданных в сети. Накоплен опыт оцифровки видеоизображений и видеофильмов, построения виртуальных панорам и средств компьютерной анимации в учебных целях.
В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на грядущую е-экономику и появление виртуальной организации, другие организационные формы сохранят свою актуальность в силу сложившихся потребностей и отношений между людьми.
Необходимо уже сегодня искать новые формы организации, выходить за известные стереотипы в соответствии с возможностями, которые открывает Интернет. Если сегодня не планировать то, чего еще нет, то завтра невозможно будет успеть за происходящими изменениями.