Всемирная сеть интернет сегодня содержит около 600 миллиардов информационных ресурсов, примерно треть из которых бесплатна.
Плавный накат волн индустриального века сменился штормом века информационного. Изменения происходят невероятно быстро. Порой цунами в виде падения курса акций или дефолта налетают столь стремительно, что многие предпринимательские корабли не успевают получить штормовое предупреждение. И идут ко дну со всей командой. В условиях новой штормовой экономики происходят изменения, которые трудно понять. Еще труднее их осознать, и кажется, невозможно воспринять и перенести на бизнес-карту.
Традиционные подходы к управлению, существовавшие в индустриальном веке, при которых главной ценностью были имущественные ресурсы, в смятении. Они паникуют. Информационные компании с численностью в десяток, а иногда даже в три-пять работников по объему товарооборота торпедируют корпорации с многотысячными командами. Они действуют подобно герою-подводнику Александру Маринеско. Их торпеды бесшумны. Их действия виртуальны. А последствия для конкурентов - сокрушительны.

Многие гигантские океанические бизнес-лайнеры, спущенные со стапелей в начале двадцатого века и долго определявшие экономический курс мира, снизили скорость и уступили фарватер юрким, мобильным, информационно-насыщенным и маркетингово-ориентированным фирмам. Две трети компаний, входивших в список пятисот крупнейших, опубликованный в журнале Fortune в 1954 году, «почили в бозе». Либо они сели на рифы, воздвигнутые конкурентами, либо были вышвырнуты штормом на мелководье банкротства. Их место в бизнес-фарватере заняли такие бизнес-микроорганизмы, как дочерняя фирма финской электронной компании Nokia с ежегодным объемом продаж около 160 миллионов долларов и штатом из пяти человек.

Что происходит? Что изменилось? И как теперь действовать? В свое время Николай Гаврилович Чернышевский попытался ответить на эти вопросы. Но они остаются тайной и сегодня. И в новых условиях пробудились с большей силой неизвестности.

Очень интересный ответ дал Томас Стюарт, долгие годы блуждавший по лабиринту предпринимательских секретов, в книге «Богатство от ума». Не природные ресурсы, не запасы выпущенной продукции, не банковский счет сегодня определяют благосостояние компании. Главным источником богатства отныне, и особенно в грядущем Веке Информации, становится сумма знаний, которыми владеет компания, - короче говоря, интеллектуальный капитал.

Поэтому в наступившем информационном веке достоинства любого бизнес-корабля будут оцениваться совокупной мощью интеллектуального потенциала ее экипажа. Экономист Брайан Артур подметил, что при старой экономике люди покупали и продавали «концентрированные ресурсы» - большое количество материала, связанного между собой ничтожным количеством информации. В океане новой экономики покупается и продается «концентрированное знание» - гигантский объем интеллектуального потенциала в материальной оболочке. Например, компьютерная программа на крохотном диске, либо библиотека из десятков тысяч книг, позволяющие зарабатывать флагманам бизнеса миллионы долларов.

Современному предпринимателю предстоит решить главный вопрос, определяющий успех любой организации: как подобрать команду, которая будет способна решить любую бизнес-задачу на уровне высшего пилотажа? И кто не пожелает сменить повозку на быстроходный бизнес-скутер, в лучшем случае, безнадежно отстанет. В худшем - станет желанной добычей пираний информационного века.

Большинство информации, которая была закрытой, нынче стала доступной. Создается «Всемирная электронная нервная система». Мировыми деньгами управляет «электронное стадо». Ключевые вопросы мирового сообщества определяет «электронное правительство». Мы стали частью мирового сообщества. Мы начали жить по другому уставу. И наш прежний устав в этом всемирном монастыре не принимается. Поэтому важно осознать то, что главным ресурсом современной экономики стал сам человек, его интеллект. Мы должны понять новые возможности и настойчиво, последовательно, целеустремленно учиться их использовать.

Александр Орлов, президент Международной Академии развития бизнеса
Президент Международной академии развития бизнеса

Электронный журнал "Найди Делового Партнера!"